Аннотация
Обоснование. Повышение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое является независимым фактором риска общей смертности, внезапной сердечной смерти и смерти от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), а также фактором, усугубляющим прогноз у больных с ССЗ. При этом ЧСС служит параметром, который очень легко измерить и мониторировать самостоятельно и с помощью различных устройств. Широкое использование персональных носимых устройств ставит вопрос о точности определения ЧСС с их помощью.
Цель исследования — оценить точность определения ЧСС персональным носимым устройством.
Методы. Проведено открытое наблюдательное одноцентровое исследование. Всем обследованным выполняли общеврачебный осмотр, регистрацию электрокардиограммы, регистрацию данных о ЧСС с помощью персонального носимого устройства, холтеровское мониторирование электрокардиограммы (ХМЭКГ). Для каждого участника продолжительность исследования составила 14 дней. Оценивали достоверность определения ЧСС, измеренной в условиях повседневной жизни с помощью персонального носимого устройства, в сравнении с показателями ХМЭКГ как «золотого» стандарта. При статистическом анализе результатов исследования использовали ПО Microsoft Excel 2016 и STATISTICA 10.0 (StatSoft, США). Для оценки достоверности определения ЧСС, измеренной в условиях повседневной жизни с помощью персонального носимого устройства, по отношению к ХМЭКГ проверяли гипотезу о равенстве средних значений ЧСС, измеренных обоими способами, проводили корреляционный анализ временных рядов значений ЧСС, а для визуализации различий этих значений использовали графики Блэнда–Альтмана.
Результаты. В исследовании приняли участие 45 практически здоровых лиц (из них 22 мужчины) трудоспособного возраста (49,24±6,47 года). Данные о ЧСС были получены в течение 24 ч, включая обычный рабочий день обследуемых. Результаты демонстрировали хорошую сходимость данных по определению ЧСС с помощью персонального носимого устройства и ХМЭКГ. Относительная ошибка определения ЧСС персональным носимым устройством не превышала 3,2%. Наименьшая относительная ошибка фиксировалась в ночные и ранние утренние часы (0,3÷1,1%). В дневные часы она была несколько выше — от 2,0 до 3,2%. Получена достаточно высокая положительная корреляция между данными ЧСС, зарегистрированной с помощью обоих устройств, как в ночные часы (MCorrP от 0,75 до 0,85; р <0,001), так и в период активного бодрствования (MCorrP от 0,77 до 0,85; р <0,001).
Заключение. Сравнение точности определения ЧСС в течение суток с помощью персонального носимого устройства показало, что в большинстве случаев измерения ЧСС были в пределах допустимого диапазона ошибок (менее 3,2%). Дальнейшие исследования должны включать оценку ЧСС с помощью данного персонального носимого устройства для пациентов с различными заболеваниями.
Авторы: Тихомиров Л.И., Васильев Л.М., Тачкин Д.В., Ховаева Я.Б., Прокопенко Т.И., Моисеенко Н.П., Ермачкова Л.В., Кириллов А.О.
Статья опубликована в «Российском медицинском журнале».
Наш сайт использует Файлы cookies. Продолжая работать с сайтом, вы соглашаетесь с этим.